art

Варганы Сергея Пыжова - видео

Я уже рассказывал о совершенно замечательном наборе мелодических варганов от Сергея Пыжова, доставшемся мне год назад:
http://veskimo.livejournal.com/78302.html
Теперь предлагаю вашему вниманию видео обзор этих инструментов.
pin

Пополнение Фонотеки

Долгое время я пытался достать диск Свайна Вестада "the Jew's Harp World", несколько раз спрашивал у Самого музыканта, много раз прошаривал магазины еомпакт дисков в Норвегии и вот наконец купил через интернет, в Австралии норвежскую музыку достать проще :) Там же приобретен недостающий третий диск Сигульда Брокке для полной коллекции. Из всех работ Вестада этот диск мне нравится больше других, совершенно офигительная запись.

_MG_9807

_MG_9806
парадокс

В Поисках Чистого Звука

В моем увлечении варганом особое место занимает музыкальная составляющая, поэтому мне больше всего нравиться так называемая мелодическая игра на варгане. Кстати сказать, мелодическая роль варгана характерна для подавляющего большинства народных варганных культур, например австрийской, гуцульской, норвежской, башкирской, венгерской, киргизской, раджастанской, тувинской и других. Для исполнения мелодий на варгане, а также для игры некоторыми другими стилями исполнителю требуется инструмент с очень чистым звуком. Попробую высказаться точнее, в чем же заключается эта чистота и не будет ли такой чистозвучный варган совсем уж «сухим» и неинтересным.

По моему мнению, идеальный мелодический варган должен как можно чище выдавать звук той высоты (обертон), который в данный момент исполняет музыкант. Не стоит думать, что здесь будет звучать только он один, на варгане это невозможно, однако относительно других этот текущий тон будет хорошо усилен и озвучен громко. И напротив, взяв какой-либо обертон на немелодичном варгане, мы можем услышать множество звучащих вместе с ним других призвуков, причем совершенно не гармонирующих с текущим звуком. Почему это происходит, откуда берутся призвуки? Причин тому много, умелые мастера о них прекрасно знают и работают над улучшением звука. Я упомяну лишь основные, знание которых необходимо не только изготовителям, но и исполнителям, поскольку это может помочь правильно выбрать варган или самостоятельно его доработать.

Итак:
1. Зазоры между деками должны быть очень маленькими и равномерными по всей длине язычка (особенно в рабочей части, находящейся напротив рта). Очень важно, чтобы эти зазоры были равномерными не в свободном состоянии дек, а в рабочем положении, когда деки слегка сжаты нагрузкой рта исполнителя.


zazor1
На рисунке мы видим инструмент, который имеет неправильные зазоры в рабочем положении. При сжатии дека соприкасается с язычком в одной точке, в то время как зазоры ещё велики.
Collapse )
art

Байкальский Варганный Ансамбль "Ротнеймс Кнут" Baikal Jew's Harp Ensemble "Rotnheims-Knut"

Недавно сделали новый клип с нашим ансамблем, снимали в Норвегии, в невероятно красивой деревянной церкви 12го века. Самое интересное, что герой нашей мелодии почти наверняка ходил в эту церковь, поскольку она стояла в его родном городе Гуль (Халлингдал)

Rotneims Knut -- известная норвежская мелодия. Легенда связывает её с именем Knut Skaga, борца и танцора, который жил в середине 19 века. Говорят, это была его любимая мелодия, он сочинил для неё стихи и танцевал под неё перед кронпринцем Оскаром, будущим королём Норвегии и Швеции Оскаром II. Встретив однажды танцора, который танцевал лучше него, Кнут убил его ножом, за что был посажен на долгие годы в тюрьму. Родом же он был из городка Гуль в Халлингдале.
Наша версия мелодии взята из интерпретации группы Brukkene Bruse, соло -- Olav Hauge.
Байкальский Варганный Ансамбль: Владимир Марков, Валентина Маркова, Юлия Фёдорова, Ирина Богатырёва, Анна Родионова.
Камера: Ольга Ханецкая и Владимир Марков

После тщательных проб и отбора я остановился на среднем татарском кубысе для этой записи, кстати говоря все остальные участники тоже)

pin

Московская варганная клиника 22 сентября


Однодневная варганная клиника с полным погружением в мелодическую игру на варгане состоится в Москве, 22 сентября 2013 года. Все конкурсы будут носить обучающий характер, все мастер-классы - игровой. Приходите, записывайтесь, участвуйте - мы обещаем вам незабываемый варганный день!
Напоминаем, что для достижения наилучших результатов участникам понадобятся совпадающие инструменты, а именно, варганы в ноте соль.
Расписание процедур Московской варганной клиники:
10-10.30 - регистрация пациентов на процедуры.
10.30-11.20 - беседа с мастерами варганов и мастер-класс по доработке варгана от А. Дернового. Мастер-класс по настройке варгана (док И. Богатырёва и В. Марков)
11.30-12.20 - мастер-классы по мелодической игре на варгане для новичков и знатоков обучающий урок для нулевого уровня (проходят параллельно).
12.30-13.30 - мастер-класс по ритмике от док. Антонио Грамши (школа барабанов Channeling); лекция док. Аксентия Бескровного "Теория происхождения и миграции варгана по миру" (проходят параллельно)
13.30-14.30 - Перерыв, ярмарка варганов.
14.30-15.00 - Установка рекорда по одновременной игре на настроенных на одну ноту варганах.
15.00-16.30 Варганные игры и конкурсы.
16.30-17.00 Перерыв.
17.30-19.00 - лекция-концерт о русской музыке от док. Бориса Ефремова; варган в контексте русской музыки представляют фольклорный ансамбль "Улица" и дуэт "Ольхонские ворота"
19.15-21.00 Вручение призов, раздача слонов и финальный концерт.

Стоимость: 500 р. за весь день, или частичная оплата пребывания в антикафе по тарифам: первый час - 2 р\мин, последующее время - 1 р
мин.
Билеты заранее можно приобрести в TA-MUSICA: www.ta-musica.ru
Местоположение:
Кафе "Территория общения", Страстной бульвар, д. 4, стр. 2, Москва