?

Log in

No account? Create an account
Мой варганный 2016 год выдался настолько спрессованным и насыщенным, что не просто рассказать обо всем. Событий было много, они плавно продолжали начинания прошлого года, поэтому остановлюсь только на самых значимых моментах.

• Январь. Заканчиваю вести курс мелодического варгана в Иркутске.
• Январь. Опубликован Видео курс "Русский варган. Основы". https://youtu.be/AnGgRJYPKRY
• Февраль. Обновлен сайт www.varganist.ru
• Февраль. На моём сайте опубликован курс "Русский варган. Мелодии". http://varganist.ru/42.html
• Март. Мы провели отчётный варганный концерт в Иркутске. Это было важным мероприятием.
• Июнь. Состоялась выступление на фестивале традиционной музыки в Суздале с ансамблем «Улица». https://youtu.be/2A5l3nNhino
• Июнь. Съёмки клипа дуэта «Ольхонские Ворота» в Санкт - Петербурге и поездка в Великий Новгород, где удалось, наконец, воочию увидеть древние русские варганы.
• Июль. На лейбле Sketis music вышел мой первый сольный альбом «Вне Времён / русская варганная музыка». http://shop.sketismusic.ru/vladimir-markov-vne-vremyon-russkaya-vargannaya-muzyka-2016
• Сентябрь. Дуэт «Ольхонские Ворота» исполнил премьеру «S» Повести для чтения с варганом, в государственном Литературном музее г. Москва. https://youtu.be/daAE400hCpc
• Сентябрь – Октябрь. Этнографическая экспедиция в район норвегии Сетесдал, где непрерываясь сушествует древняя мелодическая традиция игры на варгане.
• Сентябрь – Октябрь. Участие в норвежском фестивале мунхарпы (видео ещё будут публиковаться). https://www.youtube.com/playlist?list=PLLnz-Ggx-LtC6eWOSkJFmuVRpHzUJMtL8
• Октябрь. Интернет конкурс исполнителей на варгане в группе «Клуб Варганистов» сети ВКонтакте.
• Октябрь. Вышел клип дуэта «Ольхонские Ворота». https://youtu.be/znsZItaUyxw
• Ноябрь. Публикация моего документального фильма снятого по итогам норвежской этнографической экспедиции: «Munnharpe (jew's harp). Setesdal tradition» (английская версия) и русскоязычного варианта «Сетесдальский Звук Мунхарпы». https://youtu.be/mMrUlrp0Jro

Еще было много авангардных концертов, репетиций народного ансамбля, изучения балалайки и освоение заново варгана) Отличный год!



Варганисты!
Вы все хорошо знаете варганного мастера Дмитрия Бабаева по его прекрасным инструментам, по его регулярной поддержке призами наших конкурсов. В последнее время Дмитрий освоил производство мелодических инструментов, резко повышает качество их звука и начал очень интересный проект – изготовление копий старых русских археологически найденных варганов XIV – XVI века. В случае удачного завершения проекта наши поиски по реконструкции русских варганных наигрышей соединятся с работами Дмитрия по Новгородским варганам, и мы сможем услышать старые русские мелодии на древних инструментах.
В настоящий момент мастерской "Варганам Бабая" нужно новое помещение, так как старое не справляется со все возрастающим количеством заказов. Нужна помощь мастерской, и вы можете её оказать распространив информацию об открытом проекте по сбору средств на новое оборудование, которое можно найти по ссылке https://www.indiegogo.com/projects/jaw-harp-workshop#/, или внеся собственное пожертвование.

ВНИМАНИЕ! Почти все взносы награждаются варганами ручной работы, а некоторые - эксклюзивными наборами варганов, которые в другое время приобрести нельзя.
Адрес проекта в фейсбуке - https://www.facebook.com/babayevworkshop/

Моё главное событие этой осени - этнографическая экспедиция в одно из немногих мест Европы, где сохранилась до наших дней традиционная деревенская музыка. Это исторически сложившаяся часть Норвегии - Сетесдал, место, где люди играют на норвежской скрипке Хардингфеле и муннхарпе, как называют там варган. Все время после поездки в Сентябре я работал над фильмом и вот он готов. Пока представляю только английскую версию, на русском будет немного позже. Не все удалось снять, что хотелось, к сожалению, не удалось договориться с NRK (норвежская радиовещательная корпорация) о возможности использования архивных записей, исторических личностей, типа Микеля Ковенеса, Они Рюстада и других упоминаемых в фильме. Работа от этого потеряла многое, но надеюсь не все, нового, никогда не ранее не показанного материала там много.

Дуэт "Ольхонские Ворота" номинируется на первую премию мировой музыки в России! Есть приз зрительских симпатий. Голосовать лайками нужно в специальной группе вконтакте

В музыкальном издательстве "Sketis Music" вышел мой сольный альбом:
SKMR-126 Владимир Марков "Вне времён. Русская варганная музыка"



Варган – очень простой по конструкции, но имеющий богатое звучание архаичный инструмент, доживший до наших дней. Он бытовал в культуре многих народов по всему миру и был известен и распространён в России в прошлом. Сохранились документы, свидетельствующие об этом, однако, к сожалению, носители русской варганной культуры не пересеклись с эпохой звукозаписи.

В настоящее время варган сохранился в традиционной музыке нескольких десятков этносов, в подавляющем большинстве эти традиции имеют выраженную мелодическую направленность, как, например, у киргизов, гуцулов, норвежцев, башкиров, эстонцев, тувинцев и других. Есть, однако, традиции, в которых мелодии не на первом месте, например, якутская, ориентированная на звукоподражательные, тембровые композиции, и индийская, где на первом плане работа с ритмами.

Иркутский музыкант Владимир Марков впервые попробовал играть на варгане в 1996 году, а серьезно занялся этим инструментом в 2008. Работа над данным проектом стартовала около пяти лет назад. Научившись исполнять варганные мелодии различных авторов и народов, музыкант захотел большего, ему стало интересно понять и разобраться с тем, что делает звучание варгана национальным. Так началась работа над русским звучанием варгана. Поиск национального стиля и желание играть на варгане по-русски привели его к попыткам исполнять на варгане русскую народную музыку, подобно тому, как это делается в других, уже упомянутых народных варганных традициях - норвежской, эстонской, киргизской.

Метод адаптации для варгана традиционных наигрышей, исполняемых на других инструментах, не нов и часто используется для пополнения варганного наследия в традициях, имеющих много чисто варганных произведений. Например, в Норвегии переносят на мунхарпу (норвежское название варгана) музыку лангелейка и хадингфелле.

Варганные наигрыши этого альбома являются авторским взглядом на русский варганный стиль, однако важно отметить, что все они были созданы на основе творческой адаптации для особенностей варганного звучания сельской народной русской музыки, а также опыта исполнения многих других варганных традиций.

В настоящее время происходит интенсивное возрождение и развитие русского варгана. Появилось немало мастеров, способных делать первоклассные инструменты, есть очень интересные исполнители, обретается массовость. Что касается темы именно русской народной музыки на варгане, то хочется упомянуть дуэт Ирины Богатырёвой и Владимира Маркова «Ольхонские Ворота». Несколько лет назад Ирина присоединилась к созданию русского сольного варганного репертуара. Занимаясь этим совместно, музыканты работают также над многоголосым варганным репертуаром и темой варгана с другими народными инструментами.

Заказать диск можно здесь

Слушать и скачать:
Видео с нашего выступления с ансамблем "Улица" на фестивале народной музыки в Суздале.



Вниманию всех любителей варгана и народной музыки! Напоминаем, что уже в это воскресенье состоится традиционный весенний варганный концерт. Прозвучит старинная и современная варганная музыка: выступление варганистов г. Иркутска, Байкальского варганного ансамбля и дуэта "Ольхонские ворота" (Иркутск-Москва), в чьём исполнении прозвучат норвежские и русские мелодии как на варганах, так и с другими инструментами. А также нас ждёт дебют - выступление народного ансамбля музыкальных инструментов (г. Иркутск), органично включающего варганы в русскую народную музыку! Хорошая компания, весёлая музыка и весеннее настроение гарантированы!
Мероприятие состоится 27 марта 2016, в 15:00
Вход свободный. На проходной может потребоваться паспорт.
Адрес: Иркутск, ост. Академгородок, Фаворского 1, корпус влк., оф. 22
Схема проезда:

Хороший звук и музыка


Знакомясь с игрой на различных  музыкальных инструментах, с некоторыми более плотно, с другими косвенно, я почти всегда обращал внимание, что в практике обучения на любом из них весьма много уделяется ровности тембра. То есть педагог добивается того, чтобы ученик мог сыграть гамму не просто красивыми, но разными звуками, а как можно более ровными и одинаковыми по тембру. На последующих этапах учат управлять тембром осознанно. В саксофоне, к примеру, сперва учат играть ноту ровно в среднем регистре (фа), а потом играют гамму, перенося красивое звучание ноты фа на все остальные, т.е. играют  фа-до, фа-ре, фа-ми и т.д. Это правильно, т.к. при игре мелодии тембр не должен скакать.
Большинство людей осваивают варган самостоятельно, педагогика в варгане только начинает складываться и поэтому не удивительно, что многие неосознанно играют с разным тембром на каждом звуке. Благо наш инструмент богат на это, поэтому часто можно услышать у начинающего исполнителя, что часть нот звучит хорошо и ровно, а на высоких меняется регистр, и он играет «мяукающим» или ещё каким другим звуком. Бывает, что открытые звучат в одном тембре, а закрытее  - совсем в другом.
Логика подсказывает, что этим нужно учиться управлять, не пуская на самотёк. Для примера возьмём самый близкий инструмент к варгану – орган (нас разделяет только одна буква :)) Это тоже инструмент многих регистров, только в органе тембры переключаются рычажками или кнопочками. А теперь представьте, если бы на каждой ноте органа включался новый, странный режим: одна нота звучала бы как флейта, вторая - как аккорд из многих труб, третья пискляво, четвёртая – как язычковый инструмент. Это было бы неправильно.



Любовь начинающих варганистов ко всевозможным прикольным звукам понятна и объяснима: им в руки попал инструмент с безграничными тембральным возможностями. Имитация звука судака, которому после встречи нового года стало плохо, входит в арсенал новичка одним из первых. Это замечательно само по себе, но есть смысл обратить внимание на то, чтобы использовать тембральные возможности не как самоцель, а исходя из мелодической составляющей композиции и его идеи. Тембром необходимо учиться управлять, это такая же учёба по освоению инструмента, как и научиться брать отдельные ноты. Управлять и разумно применять в мелодиях.
Со временем вкус к прикольным тембрам обычно меняется. Например, самый яркий тембр саксофона - визг, и, конечно, любой новичок, дорвавшийся, наконец, до этого инструмента использует его где надо и где не надо. Однако скоро приходит понимание, что лучше использовать только, когда надо, поэтому визжать саксофон будет уже не всю мелодию подряд, а только в некоторых местах. Потом – один раз на мелодию. Потом музыкант может за весь концерт не применить этот визг, если это не просится, а играть чистым и ровным звуком.
Но вернёмся к варганам, очень часто при обучении варганисты запоминают обертоны в том тембральном звучании, которое получилось спонтанно. Но так как они могут получиться разными, то мелодия в итоге может звучать странно, ведь один звук будет иметь колокольный оттенок, другой пищащий, третий шипящий и тд. Это как если бы ребенку дали не один конструктор, а набор из разных деталей разных конструкторов: один элемент – от лего, второй – железные планки с винтами, третий – пластиковые кубики. При попытке сложить мелодию из этих тембров выходит, что либо одно никак не прикручивается к другому, либо получающаяся конструкция далека от чего-то разумного и прекрасного.
Чтобы не попасть в такую ловушку, необходимо пробовать один обертон в разных тембрах, искать самый красивый, наиболее подходящий. И наоборот – ровный, хороший тембр, который вы сумели найти для какого либо обертона, переносить на другие. Т.е., к примеру, если у вас хорошо звучат открытые звуки, играйте закрытые с тем же положением всех мышц, просто закрывая голосовую щель. Добейтесь того, чтобы закрытые звучали в том же ровном тембре.  Аналогично переходя от средних звуков, который хорошо звучат, к высоким, старайтесь не менять принцип положения органов ротовой полости, а только уменьшать её. В основном это делается перемещением слегка напряженного языка вперед. Ну и ещё совет: несмотря на то, что звучащие сквозь мелодию согласные и гласные по началу могут показаться прикольными это, на мой взгляд, моветон. Представьте себе фортепиано или гитару, которое вместо нот пело бы: «э», «и», йяяя».
Обращайте внимание на тембральную ровность вашей игры. Выбирайте тембр, какой нравится, но важно, чтобы он был осмысленным, осмысленно менялся или помогал воплощать в музыке ту идею, которую вы хотите.
Огромное спасибо Ирине Богатырёвой за помощь с этой заметкой!

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner