?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Часть 1. Клиника
Вспоминая будущее
Вот и закончился «Варганный Лагерь на Байкале» , и, как это всегда бывает с интересными мероприятиями, завершился он быстро и неожиданно, но осталось удивительное ощущение незаконченности начатого дела… Нет, это не то чувство, когда ты делал, делал что-то, а получилось все не так или просто перестал работать, нет. Все запланированные конкурсы, мастер-классы и другие мероприятия были проведены, а длиннющим завершающим коллективным джемом вроде бы подведена черта нашим прекрасным дням отдыха на Ольхоне. Вот только фантастическое чувство единения с себе подобными, неугасающее впечатление от непрерывного творческого, музыкального поиска, огромное количество новых идей, планов и проектов никак не отпускает. Клиника, одним словом. Участники фестиваля продолжают активно общаться в интернете, писать очерки и делиться своими впечатлениями о прошедшем. Решил описать свои ощущения и я, хотя и совершенно бессилен в способности выражать их на бумаге.

Будучи одним из организаторов, сложно оценивать фестиваль, но как участнику некоторых конкурсов (которые готовили другие люди), мастер-классов, обсуждений и концертов мне очень понравилось некая общая, объединяющая составляющая. Временами казалось, что все происходящее как-то самопроизвольно складывается в одно движение, сначала не до конца понятное, но постепенно обретающее формы и обрастающее плодами атмосферы поиска. На Байкале произошло удивительное соединение задуманного и спонтанного, и это помогло придумать новое и понять, как развиваться дальше. Хочется сказать особое спасибо участникам встречи, ведь там собрались люди, способные не только учить, но и учиться, готовые не только показать лучшее, на что способны, но и критически отнестись к своему творчеству и заставить себя менять его.

Лагерный Оркестр
Многие мероприятия нашей клиники уже описаны в интернете, ниже я приложу список материалов, относящийся к Ольхонским варганным событиям, а здесь остановлюсь подробнее, только на одной из самых, пожалуй, неожиданных и интересных находок нашего лагеря.

Трудно сказать, с чего это началось. Я думаю, что задолго до нашей встречи, поскольку в Хужире собрались люди, в которых уже назрела необходимость что-то менять в себе, переосмысливать и развиваться дальше. Этим, наверное, и можно объяснить высокий кпд фестиваля, когда в одной точке сошлись нужные люди, в нужном состоянии и нужные события.

Условной точкой отсчета можно назвать мастер-класс Светланы Сухановой, на котором предлагалось задуматься над законами композиции в варганной музыке. Внимательный слушатель понимал, что многое в плане развития музыкальной композиции, её динамики и смыслового движения наигрыша можно перенять из других музыкальных культур и даже из академической музыки. Однако сами описываемые события начались во время круглого стола, посвященного вопросам ансамблевой игры на варгане. Участники обсуждения делились своим опытом игры как в чисто варганных коллективах, так и в сочетании с различными музыкальными инструментами. Наряду с основополагающими вопросами, как достичь общего ритма и гармонии внутри ансамбля, особенно волнующими начинающих, поднимались и более сложные проблемы. Например, как слышать друг друга во время исполнения и как можно разделиться на голоса, несущие разные музыкальные роли и делающие музыку более легкой для восприятия. Говорили и об общем построении композиции, Ирина Богатырёва поведала о своём опыте сюжетно воспринимать и развивать исполняемую мелодию. В самом разгаре обсуждения литературный критик Валерия Пустовая задала чрезвычайно важный вопрос: «Если вас шестеро на сцене, допустим, то кто тот человек, который определяет, что вот сейчас будет кульминация или сейчас тот сюжет заглохнет?» Ответы давались разные, в частности говорили, что это должно делаться интуитивно, хотя это очень сложный и неоднозначный момент. Были и мнения, что можно договориться о системе знаков между исполнителями, обозначающие изменение громкости звучания, а Олег Аронов вынес предложение, чтобы каждому завести дирижёра внутри своей головы.



В какой-то момент обсуждения, с подачи Аксентия Бескровного, мы собрали большую группу варганистов для проверки способности слышать друг друга в большом коллективе. Шесть человек встали и исполнили весьма бойкую, нетривиальную, гармоничную импровизацию, и участники фестиваля, слышавшие все это со стороны, отметили возможность взаимодействия даже в таком большом составе. Однако дух творческой оценки, уже царивший вокруг, не дал нам успокоиться на достигнутом, и начался критический анализ происходящего. Далее, если говорить коротко, мне как наиболее громко выкрикивающему фразы, типа «в больших коллективах нужен человек, который будет дирижером» и «ну какая это динамика?», предложили попробовать давать управляющие сигналы оркестру. Это показалось очень интересным, но подумалось, что делать это лучше без варгана.



Первый же эксперимент показал, что мы на правильном пути: в музыке появились совершенно новые для подобных коллективов «благородные» обороты. А ведь это были просто начальные эксперименты! В этот день звучало много оркестров с разными дирижерами, и было видно, как сильно влияет на музыку личность и как много можно сделать!

Часть 2. Возможное Устройство Оркестра
Общие предпосылки
Убедившись в необходимости управления большими варганными ансамблями дирижером, вне зависимости от того, будут они исполнять разученную или чисто импровизационную музыку, стоит задуматься о системе используемых знаков, ведь жесты должны быть хорошо понятными и иметь широкие возможности влиять на ход развития музыки. Причем наибольшую сложность представляет дирижирование импровизирующим оркестром. Вторая часть статьи будет посвящена анализу существующего опыта управления коллективной импровизацией и описанием возможных способов организации подобных коллективов варганистов. При написании этой статьи автором не использовались специальные музыкальные термины для удобства её использования широким кругом музыкантов.

Коварство варгана
Варган - это обертонный инструмент с особенным, очень отличающимся от других инструментов звучанием. Чтобы взять на нём определенную ноту, с помощью органов речевой артикуляции исполнитель выделяет требуемый обертон, который начинает звучать громче остальных. Однако проблема в том, что этот обертон усиливается весьма незначительно относительно всех прочих, продолжающих звучать. Автор этих строк неоднократно сталкивался с ситуацией, когда люди с абсолютным музыкальным слухом, впервые услышав варган, не могли четко распознавать отдельные обертоны. Но после небольшой тренировки мозг учится четко выделять немного громче звучащий обертон из ряда остальных, тогда эта проблема исчезает, и мелодии на нашем инструменте становятся различимыми. Эту особенность варгана надо обязательно учитывать при создании композиции: слишком много одновременно звучащих обертонов сложны для восприятия, кроме того есть опасность возникновения диссонансных интервалов, поэтому голоса желательно максимально разводить друг от друга. Гораздо лучше, если каждый голос будет самостоятельным, с ритмически отличной от других мелодией, в этом случае, разные, они будут соединяться в двухголосый интервал или трехголосый аккорд только на короткое время, и музыка будет легче восприниматься.

Коллективы варганистов
В варганном мире существует множество очень интересных и слаженных коллективов, приведу только некоторые из них:
Дуэты:
Норвежский дуэт Эрик Ройне и Халгрим Берг
Maul und Trommelseuche
Российский дуэт «Турбодзен»

Трио:
Нидерландское трио «Aubergine»
Albin Paulus, Wolf Janscha, Bernhard Mikuskovics

Несмотря на огромную разницу в стилевых предпочтениях этих мастеров, в их музыке есть одна объёдиняющая особенность – интересное голосоведение. Говоря другими словами, движение голосов в многоголосном музыкальном произведении построено очень грамотно, разные партии не только не мешают друг другу, но наоборот, найдя каждая свое место, выгодно подчеркивают и оттеняют один другой.

Надо сказать, что увеличивая количество одновременно играющих музыкантов, мы сталкиваемся с большой проблемой упорядочивания звуковой картины. В истории музыки можно найти примеры творений с огромным количеством многоголосья, однако здравый смысл и опыт говорит о желательной умеренности в этом направлении. Стремление иметь меньше голосов в произведении особенно актуально для варганной музыки, поскольку звук одного варгана, как мы выяснили выше, не чистый и содержит повышенное количество лишних обертонов. Следовательно, голоса варганных произведений ещё больше должны быть тембрально и стилистически разделены по сравнению с другими видами музыки, а большой варганный оркестр желательно разбить на группы, которые выполняют совершенно разные, специфические музыкальные функции. Причем очень важно, чтобы внутри групп не было никакого мелодического и ритмического несовпадения, иными словами музыканты одной группы должны играть одно и то же. Более того, если мы имеем в оркестре, например, пять групп, то совершенно необязательно, чтобы они исполняли именно пять разных голосов, партии некоторых групп могут быть схожими, но исполненными в октаву или в унисон на инструментах разных тембров. Из всего вышесказанного следует, что к оркестрантам будет предъявляться требование уметь точно запоминать и повторять услышанное.

Импровизируя в гармонии
В мировой музыкальной культуре встречаются импровизации самых разных видов, от радикальной неидеоматической, когда ни один из издаваемых музыкантом звуков не должен коррелировать с предыдущим музыкальным опытом слушателей, до легких вариации на заданную музыкальную тему. В данном разделе статьи пойдет речь только о гармоничной, не авангардной музыке. Импровизируя вместе, варганисты должны оставаться в гармонии друг с другом, не проявляя неожиданных, нелогичных, диссонирующих интервалов или аккордов, иными словами, в любой момент времени любой оркестрант должен знать или чувствовать, какой именно высоты звук (или звуки) будет взят его коллегами, чтобы он мог сыграть консонансно. Наиболее просто этот вопрос решается в дуэтах, когда два партнера прекрасно слышат друг друга, и могут, даже не договариваясь заранее о гармонии, интуитивно предположить дальнейшее её развитие. Сложнее обстоит дело в больших группах и особенно в обсуждаемом варганном оркестре, численность которого, вероятно, будет колебаться около пятнадцати человек, исполняющих от трех до пяти партий. В такой ситуации трудно полагаться только на интуицию и крайне необходимо, чтобы все музыканты играли именно в рамках оговоренной гармонии. Однако возникает вопрос, будет ли такая музыка импровизационной? Безусловно, будет, поскольку исполнители вольны придумывать на ходу любую мелодию, укладывающуюся в рамки этой гармонии. Такой опыт не уникален, его применяют в джазовой импровизации, вернувшей, к слову сказать, этот вид искусства на большую сцену после нескольких веков забытья.

Джазовый ансамбль обычно импровизирует по «квадратам». Квадратом называют законченный гармонический цикл. Чаще всего (но не обязательно) используется такая формула AABA, где А – это тема (законченная мелодия, нечто типа куплета народной песни), которая повторяется два раза; затем, чтобы музыка не была однообразной, играется часть В – так называемый бридж, фактически это измененная тема, ближайший аналог этой части в народной музыке – припев; в конце исполняется снова часть А. Сама гармония квадрата записывается в виде аккордов. Аккордами проще всего мыслить людям, играющим на многоголосых инструментах (гитара, фортепиано и т.д.), те же, кто играет на мелодических инструментах (духовые, варганы и др.) для простоты могут запомнить гармонию в виде основной мелодии и строить свою импровизацию гармонично ей. Кстати большинство великих джазменов было самоучками, не знавшими нотной грамоты и импровизировавшими на слух. Попадая в коллектив, исполняющий незнакомую вещь, эти мастера просто прослушивали один квадрат, запоминали развитие гармонии и вступили со своим соло. Тут мы опять возвращаемся к очень важному моменту: фактически в ансамбле импровизирует только солист или солисты, остальные по наитию или по памяти оформляют ритмическую и гармоническую поддержку, иначе получается грефневая Кафка.

Уместно добавить, что в подавляющем большинстве случаев импровизации варганистов также являются скорее вариациями или импровизациями на некие темы, в то время как сами темы нередко повторяются. Собственно, в этом проявляется схожесть со многими другими видами музыки и искусств, где, наверное, самым распространенным вариантом является подобная спонтанная композиция на конкретную тему. Эти рассуждения наталкивают нас на мысль, что хороший оркестр должен уметь исполнять как импровизационную, так и разученную музыку. Заранее разработанные композиции (не обязательно записанные в нотах) могут очень хорошо восприниматься слушателями и служить ступенью к подготовке более сложного шага - умения очень красиво, грамотно и легко импровизировать всем оркестром!

Общие принципы построения оркестра
Попробуем подвести и детализировать итоги:
1. Оркестр делится на группы, обладающие значительными тембральными различиями, например: Высокие, Средние, Басы, Бамбуковые. В последней группе, кроме пластинчатых деревянных и бамбуковых, можно использовать вьетнамские щелчковые варганы.
2. Самые опытные исполнители в группах называется концертмейстеры, они проводят репетиции своих групп и являются солистами.
3. Внутри одной группы музыканты должны играть одну мелодию и ритм, ориентируюсь на концертмейстера группы или на предварительную договоренность.
4. Нельзя играть только импровизационную музыку, лучший путь к ней лежит через осознанность, через отрепетированные пьесы.
5. Вначале проводится репетиция только с концертмейстерами, где они находят свои партии в композиции (эти партии записываются на рекордер) и затем репетируются в группах. Здесь имеются в виду не соло, а партии сопровождения, которые будет играть весь оркестр. Необходимо добиться, чтобы вся группа играла слаженно, как один человек! В завершении проводятся репетиция всего оркестра, который слаженно должен исполнять многоголосое сопровождение, и только в заключении на него накладываются партии солистов (по требованию дирижера).
6. Основные требованиями к участникам оркестра: определенный опыт игры на варгане, в том числе в ансамбле, умение запоминать и повторять простые мелодии на обертонах, отличное чувство юмора ритма.
7. Участникам оркестра необходимо готовится к репетициям, используя аудиозаписи партий и обязательно с метрономом.
8. Мыть руки перед игрой!:) *

Предлагаемая схема расстановки групп в оркестре:

plan_jew's-harp-orcestra1

Слева на право:
• Высокие
• I-Средние (играет на варганах в тон с оркестром и на диапазон)
• Басы
• II-Средние
• Бамбуковые

Жесты дирижера:
Управление варганным оркестром осуществляется дирижёром, который стремится передать коллективу свои художественные намерения, обеспечивает ансамблевую стройность, композиционную целостность (в случае импровизации) и выразительность исполнения. Искусство дирижирования основано на системе движений рук, и важнейший момент в нем — предварительный взмах (ауфтакт), это своего рода «взятие дыхания», помогающее музыканту приготовится к выполнению указания дирижера и вступить точно в нужном месте.
Все знаки можно разделить на следующие группы: «ритмические» – направление на задание и поддержание ритмо-метра произведения, «динамические» - регулирующие громкость исполнения и «указывающие» - необходимые для информирования музыканта о применении тех или иных приемов, звуков и прочего. Данный раздел посвящен только разработке управления коллективами варганистов и импровизаторов, с приемами традиционного дирижирования можно ознакомиться по специальной литературе. Так же замечу, что описать все возможные случаи невозможно и, наверное, не нужно, каждый коллектив сможет решать их по своему, поэтому остановлюсь только на самых общих моментах.
Начинаем задавать ритм, самый простой и классический способ. Начало каждой доли такта наступает в момент окончания взмаха, в опорной точке движения:

Все простые двухдольные размеры дирижируются двумя взмахами — вниз и вверх:

25_01

Все простые трехдольные размеры дирижируются тремя взмахами — вниз, вправо и вверх:

25_02

Четырехдольные размеры — четырьмя взмахами — вниз, влево, вправо и вверх:

25_03

Управление варганной композицией
В большинстве случаев воля дирижера задаётся в следующей последовательности: сначала, указывая или обводя пальцем, обозначается музыкант или группа(ы) исполнителей, затем или одновременно дается жест, поясняющий характер следующего требуемого действия, после этого показывается ауфтакт перед основным взмахом, начало же последнего обозначает старт выполнение указания. Плавные изменения, например, громкости ауфтактов не требуют.
1. Плавное усиление громкости всего коллектива – Предплечье расположено вдоль оркестра. Поднимаем его и левую ладонь, обращенную вверх.
2. Плавное ослабление громкости всего коллектива - Предплечье расположено вдоль оркестра. Опускаем его и левую ладонь, обращенную вниз.
3. Плавное изменение громкости отдельных групп - Протягиваем руку в сторону требуемой группы и движением ладони вверх или вниз регулируем громкость.
4. Резкое замолкание указанных жестами групп - Удар ребром левой ладони о сгиб правой Левая, правая или обе руки, проведенные горизонтально от середины к краю. Предварительно, для большей точности, можно обвести пальцами группы.
5. Резкое увеличение громкости отдельной группы, групп или всего оркестра – обводим требуемых исполнителей руками, делаем ауфтакт, задающий интенсивность увеличения и производим взмах рукой, с раскрытием кисти.
6. Вступление солистов – Правая рука показывает пальцами букву «С» (так чтобы она смотрелась буквой со стороны оркестра), левая рука указывает поочередно на всех солистов. Если солист должен играть на варгане иного тона, чем весь оркестр, пальцами левой руки показываем ему, на каком варгане играть: 1 палец – основной тон, 2 пальца - это второй по договоренности варган или, аналогично, три пальца. Затем плавно опускаем расположенные горизонтально предплечье и кисти левой руки вниз, показывая уменьшение громкости всего оркестра. После этого вступление солистов показывается взмахом правой руки сверху вниз, с обязательным ауфтактом, который определяет, насколько резким будет вступление.
7. Перекличка – указываем правой рукой на две группы, участвующие в перекличке, одновременно левой показываем фигу знак кистью левой руки, похожий на букву «П», затем, глядя на группу, вступающую в перекличку первой, делаем ауфтакт и указываем на неё пальцем. Это означает, что должна вступить эта группа, а вторая замолчать. Аналогично дается знак второй группе. Можно использовать быстро, и тогда указываем поочередно двумя руками, в результате получаем стерео эффект от игры одной группы в бит, а другой синкопировано.
8. Смена варганов группой – Правой рукой обводим группу, которая будет менять варганы, одновременно другой рукой показываем два или три пальца, давая понять, на какие варганы будет смена. Делаем взмах на смену с предварительным ауфтактом.


СПИСОК МАТЕРИАЛОВ О ФЕСТИВАЛЕ
можно найти в ЖЖ Аксентия Бескровного
Огромное спасибо Екатерине Лунёвой и Ирине Богатырёвой за россыпи запятых и геноцид ошибок в тексте статьи.
__________________________________________________________________
* надо проверить будет ли выполнять данное требование Екатерина Лунёва, добавившая эту шутку в список при редактировании текста.
__________________________________________________________________

Варганный Оркестр под управлением Аксентия Бескровного и Екатерины Лунёвой:






Comments

( 1 comment — Leave a comment )
Илья Метлин
Sep. 12th, 2013 06:32 am (UTC)
замечательно!
( 1 comment — Leave a comment )