?

Log in

Хороший звук и музыка


Знакомясь с игрой на различных  музыкальных инструментах, с некоторыми более плотно, с другими косвенно, я почти всегда обращал внимание, что в практике обучения на любом из них весьма много уделяется ровности тембра. То есть педагог добивается того, чтобы ученик мог сыграть гамму не просто красивыми, но разными звуками, а как можно более ровными и одинаковыми по тембру. На последующих этапах учат управлять тембром осознанно. В саксофоне, к примеру, сперва учат играть ноту ровно в среднем регистре (фа), а потом играют гамму, перенося красивое звучание ноты фа на все остальные, т.е. играют  фа-до, фа-ре, фа-ми и т.д. Это правильно, т.к. при игре мелодии тембр не должен скакать.
Большинство людей осваивают варган самостоятельно, педагогика в варгане только начинает складываться и поэтому не удивительно, что многие неосознанно играют с разным тембром на каждом звуке. Благо наш инструмент богат на это, поэтому часто можно услышать у начинающего исполнителя, что часть нот звучит хорошо и ровно, а на высоких меняется регистр, и он играет «мяукающим» или ещё каким другим звуком. Бывает, что открытые звучат в одном тембре, а закрытее  - совсем в другом.
Логика подсказывает, что этим нужно учиться управлять, не пуская на самотёк. Для примера возьмём самый близкий инструмент к варгану – орган (нас разделяет только одна буква :)) Это тоже инструмент многих регистров, только в органе тембры переключаются рычажками или кнопочками. А теперь представьте, если бы на каждой ноте органа включался новый, странный режим: одна нота звучала бы как флейта, вторая - как аккорд из многих труб, третья пискляво, четвёртая – как язычковый инструмент. Это было бы неправильно.



Любовь начинающих варганистов ко всевозможным прикольным звукам понятна и объяснима: им в руки попал инструмент с безграничными тембральным возможностями. Имитация звука судака, которому после встречи нового года стало плохо, входит в арсенал новичка одним из первых. Это замечательно само по себе, но есть смысл обратить внимание на то, чтобы использовать тембральные возможности не как самоцель, а исходя из мелодической составляющей композиции и его идеи. Тембром необходимо учиться управлять, это такая же учёба по освоению инструмента, как и научиться брать отдельные ноты. Управлять и разумно применять в мелодиях.
Со временем вкус к прикольным тембрам обычно меняется. Например, самый яркий тембр саксофона - визг, и, конечно, любой новичок, дорвавшийся, наконец, до этого инструмента использует его где надо и где не надо. Однако скоро приходит понимание, что лучше использовать только, когда надо, поэтому визжать саксофон будет уже не всю мелодию подряд, а только в некоторых местах. Потом – один раз на мелодию. Потом музыкант может за весь концерт не применить этот визг, если это не просится, а играть чистым и ровным звуком.
Но вернёмся к варганам, очень часто при обучении варганисты запоминают обертоны в том тембральном звучании, которое получилось спонтанно. Но так как они могут получиться разными, то мелодия в итоге может звучать странно, ведь один звук будет иметь колокольный оттенок, другой пищащий, третий шипящий и тд. Это как если бы ребенку дали не один конструктор, а набор из разных деталей разных конструкторов: один элемент – от лего, второй – железные планки с винтами, третий – пластиковые кубики. При попытке сложить мелодию из этих тембров выходит, что либо одно никак не прикручивается к другому, либо получающаяся конструкция далека от чего-то разумного и прекрасного.
Чтобы не попасть в такую ловушку, необходимо пробовать один обертон в разных тембрах, искать самый красивый, наиболее подходящий. И наоборот – ровный, хороший тембр, который вы сумели найти для какого либо обертона, переносить на другие. Т.е., к примеру, если у вас хорошо звучат открытые звуки, играйте закрытые с тем же положением всех мышц, просто закрывая голосовую щель. Добейтесь того, чтобы закрытые звучали в том же ровном тембре.  Аналогично переходя от средних звуков, который хорошо звучат, к высоким, старайтесь не менять принцип положения органов ротовой полости, а только уменьшать её. В основном это делается перемещением слегка напряженного языка вперед. Ну и ещё совет: несмотря на то, что звучащие сквозь мелодию согласные и гласные по началу могут показаться прикольными это, на мой взгляд, моветон. Представьте себе фортепиано или гитару, которое вместо нот пело бы: «э», «и», йяяя».
Обращайте внимание на тембральную ровность вашей игры. Выбирайте тембр, какой нравится, но важно, чтобы он был осмысленным, осмысленно менялся или помогал воплощать в музыке ту идею, которую вы хотите.
Огромное спасибо Ирине Богатырёвой за помощь с этой заметкой!

объявляет новый набор желающих учиться играть на варгане

КУРС «РУССКИЙ ВАРГАН»
Курс рассчитан как на полных новичков, так и на уже играющих варганистов. Задача курса — научить основам мелодической игры на варгане. Методика наших занятий претерпела сильные изменения — теперь она ещё больше направлена на развитие самостоятельности в занятиях варганом, а также на повышение вашей музыкальности в плане ритмики, мелодики и умения петь (сольфеджировать) мелодии. По нашему глубокому убеждению, упомянутые качества являются решающими в развитии варганиста, поэтому желающие обучаться должны иметь:
• 45 минут свободного времени для самостоятельных занятий каждый день по специальным методическим материалам;
• не занятое другими делами время по субботам для коллективных занятий с 9:00 — 10:45.
• Нередко встречается разный уровень варганистов в одной группе, поэтому, чтобы не отставать, после первого занятия некоторым ученикам могут быть предложены несколько обязательных дополнительных занятий (вторник или среда в 17:30).

Курс состоит из шести занятий, на которых мы разберём три несложные мелодии, подходящие для варгана. Обучение будет проводиться только на мелодических варганах (татарских кубызах), точно настроенных на ноту соль, поэтому в стоимость курса включена стоимость варгана, который станет вашим. Стоимость курса — 1800 р. (1200 р. кубыз + 6 занятий по 100 р.). Оплата за весь курс производится на первом занятии.

Мы будем изучать варган именно как мелодический инструмент, поскольку он представлен в этой ипостаси наиболее пропорционально: есть место и ритму, и «украшениям», и мелодиям, и импровизации — всему этому мы уделим отдельное внимание.

Чего на курсе не будет:
• Эзотерической или шаманской стороны варгана.
• Прикольного звукоподражания лошадке, окуню или кукушке.
• Изучения якутской, этнотрансовой или другой ритмической школы.
Желающие — присылайте сообщения (удобнее всего вконтакте). Занятия будут проходить по воскресеньям после формирования группы из 6–8 человек, по адресу: Иркутск, остановка «Академгородок», ул. Фаворского, 1В (внешний лабораторный корпус), второй этаж, комната 22.

Преподаватель Владимipъ Марковъ
Страничка нашей школы вконтакте: www.vk.com/irkvargan



Все концерты (кроме 20 октября в Санкт-Петербурге) в рамках фестиваля импровизационной музыки британского лейбла "Лео Рекордс"

Москва
• 13 октября, клуб "Шаги", 18:00
Импровизационный оркестр под управлением Евгения Маслобоева. Участники: Тим Дорофеев, Сергей Храмцевич, Антон Котиков, Алексей наджаров, Владимир Марков и др.
Адрес: Потаповский пер., д. 8/12, стр. 2 м. "Чистые пруды" Тел.: +7 (926)883-54-11
http://www.shagi.club

• 15 октября, клуб "Дич", 19:00
Евгений Маслобоев и Владимир Марков
Адрес: Яузская 5, м.Китай Город, Таганская Тел: 8 (916) 380-07-04

• 16 октября, Эма Бар, 21:00
Трио Евгений Маслобоев - Владимир Марков - Анхель Онталва + гости.
Адрес: Николоворобинский пер.9, м.Китай Город, Таганская.

Санкт-Петербург
• 18 октября. ГЭЗ21. 19:00
Евгений Маслобоев - Анхель Онталва - Владимир Марков
Адрес:Пушкинская ул., 10 (вход с Лиговского пр., 53) тел: +7 (812) 764 52 58

• 19 октября. Центр искусства и музыки библиотеки Маяковского на Невском, 20. Начало в 18:00.
Евгений Маслобоев - Анхель Онталва - Владимир Марков
Адрес: Невский пр. 20, м. Адмиралтейская, Гостиный двор, Невский проспект

• 20 октября. Обертон-про. 21:00
Дуэт «Ольхонские ворота» Владимир Марков, Ирина Богатырёва. «Русская музыка вне времён» концерт из трёх частей для варганов и других инструментов. Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 34.тел: +7 812 407-60-38


Заказал вроде в Etnisk Musikklubb, но с облатой там не понятно, предлагают какую-то "Датскую фактуру". Мож кто подскажет где есть оплата визой и этот альбом?


В группе "Клуб Варганистов", что Вконтакте проводится беспрецендентный конкурс исполнительского мастерства на варгане:
Призы - варганы лучших мировых мастеров
Множество категорий: Этнотранс, импровизация, якутский стиль, варган с другими инструментами, исполнение мелодий
Торопитесь, приём работ до 7 октября
Подробности здесь

Willie Kemp and Curly Mackay



Вилли Кемр и Кёрли Маккай музыканты с северо-востока Шотландии, были записаны в США в 1930х годах.

Музыка Пармупилля (варгана) в Иркутске.



Катарин Раска – один из тех редких и уникальных музыкантов, кто сочетает традиционную музыку с академическим образованием. С детства она увлекалась народной музыкой, поэтому пошла учиться на народное отделение по классу волынки в Академию Культуры г. Вильянди, затем поехала в Норвегию, где продолжила образование в Норвежской королевской музыкальной академии на народном отделении по классу саксофона. Варганом она увлеклась ещё в Эстонии, училась у эстонской варганистки и исследовательницы варгана Кятлин Яго, а в Норвегии, в стране с, пожалуй, самой мощной варганной культурой, ей посчастливилось общаться и перенимать секреты игры на этом инструменте у таких именитых мастеров, как Сигурд Брокке и Том Рюстад.
Надо сказать, что варган в Эстонии – это очень развитая, интересная и старинная традиция, дошедшая до наших дней. Сейчас Катарин можно с уверенностью назвать одним из ярчайших варганистов Эстонии и продолжателем традиции. Заводные польки, вальсы-лабояльги и другие народные мелодии на варгане в её исполнении звучат очень современно, энергично, зажигательно. Так и хочется отплясывать под эту музыку!
Концерт Катарин Раска пройдет 5 Августа, в 19:00, в Кофейня Белая Ворона Иркутск Карла Маркса 37

Страничка мероприятия ВКонтакте

Приглашаем всех любителей варгана на традиционный весенний концерт. Вы услышите как сольные выступления, так и композиции, исполненные Байкальским варганным ансамблем. Впервые прозвучит варган в русской народной музыке в сопровождении пения и скрипки. Во втором отделении премьера дуэта "Ольхонские ворота":«S». Повесть для чтения с варганом. Вход свободный.



Внимание, ввиду того, что вход в зал проходит через сцену опаздывающие слушатели не смогут попасть на концерт, просьба прийти вовремя. Схема проезда:

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner